Руины византийского христианского храма в центре поселка Лоо. До него можно подняться пешком по улице Таллинская.
Памятник был открыт и описан во второй половине XIX в. и начало ХХ в. Он упоминается в путешествии «Сочи и Красная Поляна с окрестностями», изданном в 1911 г. Сергем Дороватовским, храм записался так: «В имении (графа С.Д. Шереметева 212; прим. «АС») недалеко от дома недалеко развалины древнего византийского храма. Он незначительно и проявился почти весь, обрушились только своды и верхняя часть стенки. Алтарь цел, в стенах сохранились окна.»
Краткое описание руин и план храма впервые появилась в книге Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» в 1979 году. И хотя оно дано, было выявлено влияние результатов исследования, дальнейшее изучение археологического памятника показало основные результаты ученого:
«Исключительно интересный храм в Лоо, расположенный в 2 км от моря на высоте около 200 м. Памятник Южной стене полностью разрушен, западная стена и восточная часть также сильно повреждены временем. Только северная стена сохраняет еще свою высоту. Внешние размеры храма: ширина 11,2 м, длина до 20 м. Толщина стен до 1,1 м. Храм имел три входа: с севера, запада и юга. Ширина северного дверного проема 1,4 м. Помещение храма работало с использованием большого количества узких оконных проемов. В западной стене их было по меньшей мере два, в северной части сохранились три окна. Окна были и в алтарных частях- абсидах храма. В северной части света выступают три полустолба-пилястра, которые вместе с похожими выступами в южном округе и в двух рядах столбов поддерживаются в свое время сводом храма. Снаружи центральная абсида была пятигранной.
Стены храма в Лоо сданы прекрасно обработанными известняковыми блоками и плитами песчаника и сланца. Известняком была облицована вся наружная поверхность стены, окна и двери. Эти же блоки редко бывают связующими структурами пилястров, пронизывающих стены насквозь. Раствор отличается примесью очень крупного песка и отбором мелкого гравия, что находит ближайшую аналогию в византийских стенах Анакопии VII в. Этим же или несколько более поздним временем (VIII—IX вв.), вероятно, следует датировать рассмотрение храма, относящегося к группе абхазо-аланских церквей, характеризующих особый западнокавказский путь развития византийского храмового зодчества (Пицунда, Лыхны, Зеленчук и др.) .»